Самоактуализация личности футбольных фанатов Беларуси

Трифонов Ю.А.

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Республика Беларусь, город Гомель

 

На протяжении всей жизни человека формируются базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Выступая специфической средой околофутбольная субкультура обуславливает процесс самоактуализации фанатов, осознанию их возможностей и стремлению к положительному образу себя.

В футбольной субкультуре участвуют различные субъекты, важным критерием соотнесения человека к субкульутре выступает увлеченность футболом, в различных своих проявлениях. От поддержки любимого клуба на трибунах и участия в оклофутбольных беспорядков до простого обсуждения и оценки матчей в тесном кругу друзей. Отличием фанатской субкультуры является наличие специфической атрибутики, сленга, наличие особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов [1]. Следовательно, фан-движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.

Существует общая для всех белорусских фан-движений субкультура. Их отличают специфические характеристики, которые существуют у каждого конкретного фананатского движения, в зависимости от поддерживаемого ими клуба, при этом все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.

Все перечисленные характеристики свойственны неформальным группам, которые, как и околофутбольная субкультура создают определенную социальную ситуацию развития, которая оказывает непосредственное влияние на личность лиц, входящих в нее.

Целью дальнейшего изложения является описание некоторых результатов изучения самоактуализации индивидов в специфическом социальном контексте, обусловленном их вовлеченностью в субкультуру футбольных фанатов.

В исследовании приняли участие 114 фанатов неофициального фанатского клуба, болеющих за футбольный клуб «Гомель» и 114 испытуемых не причастных к околофутбольной субкультуре, возраст испытуемых 20-25 лет. Основными критериями отбора испытуемых выступили: активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д).

Одной из характеристик любого человека является стремление к положи­тельному образу себя и тогда соответственно одной из основных закономерно­стей в динамике социальной идентичности будет стремление человека к дости­жению или сохранению позитивной социальной идентичности. В итоге пози­тивная социальная идентичность фанатов оказывается основанной па положительных, благоприятных, имеющих социальную значимость отличительных особенностях своего клуба от другого. Позитивное устойчивое самоотношение, как показано в работах ряда исследователей (СР. Пантелеев, В.Ф. Сафин, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова и д.р.), лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичности, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих дей­ствий в ситуации неопределенности.

Обратимся к данным отражающим особенности самоактуализации фанатов и лиц непричастных к фанатскому движению.Данные тестирования показывают высокие результаты по базовым шкалам - компетентности во времени (7,8), поддержки (44,5). Это, вероятно, свидетель­ствует о том, что фанаты пережи­вают настоящий момент своей жизни во всей его полноте, ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, а значит, имеют более завершенную, целостную идентичность.

Согласно исследованиям, индивиды стремятся достичь позитивной разницы с другими людьми через увеличение и сохранение самоуважения, движение к достижению и со­хранению позитивной личностной идентичности протяженной во времени.

Результаты анализа по вспомогательным шкалам позво­ляют выделить значимые характеристики фанатов. Испытуемые способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, способны оценивать свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, в целом принимают свои недостатки и достоинства.

Испытуемые с негативной личностной идентичностью характеризуются способностью быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, недооценива­ют свои достоинства и усугубляют свои недостатки, обладают межличностной чувствительностью, устанавливают глубокие и тесные эмоционально - насы­щенные контакты с людьми, склонны к конформности.

Также были получены низкие показатели по шкалам: сензитивность к себе (6,5), спонтанность (5,8), представления о природе человека (5,2), синергия (3,9), познавательные потребности (3,8).

Низкие показатели по данным шкалам свидетельствуют о трудностях спонтан­но и непосредственно выражать свои чувства, непродуманным, нецеленаправ­ленным действиям, о склонности воспринимать природу человека в целом как положительную, не сформированности концепции человека, низкое стремление к приобретению знании об окружающем мире, развития творческих способно­стей.

Выявленные показатели самоак­туализации фанатов позволяет прийти к следующему выводу. Фанаты в целом обладают положительной личностной идентичностью. Большинство испытуемых демонстрируют установки на саморазвитие. В значительной мере они ориенти­рованы на групповое взаимодействие. Мотивация саморазвития сочетается со стремлением к успеху в учебе и делах, независимости, автономии, расширению собственного профессионального сообщества, представлено такими личност­ными качествами как самоуверенность, самоуважение, представление о приро­де человека, аутосимпатия, актуализация познавательных потребностей, само­понимание. В целом по выборке, доминантными характеристиками стали самоуве­ренность, самоуважение, принятия агрессии, что свидетельствует в пользу бо­лее высокой степени реалистичности в суждениях и поступках, критичности по отношению к окружающим, высокой степени самоуважения и допущения про­явления в межличностных отношениях агрессии.

 

Литература:

1. Царик А. Футбольный фанатизм в Беларуссии / А. Царик // news.21.by // http://news.21.by/society/2015/01/28/1050806.html (Дата обращения 11.09.2016).

2. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека; теория самоактуализации [Текст] / Е.Е, Вахромов. - М.: Международная педагоги­ческая академия, 2001. – 215 c.