Ответы на вопросы родителей детей-инвалидов в рамках проекта "Любящие родители любимого ребенка"

Ответы на вопросы - проект Любящие родители любимого ребенка23 мая 2016 года на базе АНО ВО МОСИ в рамках реализации социального проекта «Любящие родители любимого ребенка» состоялся круглый стол на тему «Права детей инвалидов».

 

В мероприятии приняли участие Уполномоченный по правам человека в РМЭ Татаринова И.С., Уполномоченный при Главе РМЭ по правам ребенка Бурдо Е.П. и представители учреждений: Министерства социального развития Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РМЭ», ГКУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям».

 

<--break->От родителей, имеющих ребенка-инвалида, поступили вопросы, на которые из министерств, управлений и ведомств Республики Марий Эл поступили следующие ответы.

 

Вопрос: 
1. Может ли ребенок-инвалид воспитываться в дошкольном образовательном учреждении до 8 лет. Для решения этого вопроса какие необходимо собрать документы и в какой орган? 
2. Имеет ли право на первоочередное получение места в детском саду здоровый ребенок из семьи, в которой имеется ребенок – инвалид? 
3. Имеет ли право ребенок-инвалид бесплатно питаться в образовательном учреждении? На основании какого закона? Какие документы необходимо для этого предоставить в образовательное учреждение? 

Ответ: 
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на Ваш запрос о предоставлении разъяснений сообщает следующее. 
1. В соответствии с п. 6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» – образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. 
В соответствии с ч.1 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: 
1) в связи с получением образования (завершением обучения); 
2) досрочно; 
Согласно ч.1 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. 
Таким образом, воспитанники муниципальных дошкольных образовательных организаций подлежат отчислению в связи с завершением обучения и в том числе, если ребенку не исполнилось полных восемь лет. 
Продление срока пребывания в муниципальной дошкольной образовательной организации после завершения обучения, в том числе для ребенка-инвалида, действующим законодательством не предусмотрено. 
2. В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 2.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в дошкольных образовательных организациях лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. 
3. В соответствии с ч.3 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход детьми-инвалидами, обучающимися в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается, соответственно и питание является бесплатным. Для освобождения платы родителям (законным представителям) необходимо представить документы, подтверждающие установление инвалидности. См. Приложение 2

 

Вопрос: 
1. Для проведения инъекции детям с сахарным диабетом в дошкольном и школьном учреждении необходимо отдельное помещение. В настоящее время существует проблема с предоставлением отдельного кабинета. В какой орган писать заявление и какие документы прилагать для выделения в учреждениях отдельного кабинета для проведения инъекции? 
2. С 1 сентября 2016 года будут ли созданы коррекционные классы при общеобразовательных школах для детей-инвалидов по адаптированной программе? Какие необходимо подавать документы для приема детей-инвалидов в общеобразовательную школу, и в какие сроки? 
3. Существует ли «утвержденный список» для поступления в образовательные учреждения РМЭ и России детей-инвалидов. В каких учреждениях Республики Марий Эл ребенок – инвалид может получить среднее профессиональное образование после окончания 9 класса в коррекционной школе? 

Ответ: 
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее – Министерство) в ответ на запрос, поступивший от координатора социального проекта «Любящие родители любимого ребенка» Татьяны Ивановны Закировой в адрес Министерства по вопросам обеспечения прав и детей инвалидов сообщает следующее. 
1. В настоящее время требования к помещениям медицинского назначения определяются на уровне общего образования постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993), на уровне дошкольного образования – постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 №28564), согласно которым наличие процедурных кабинетов предусматривается для вновь строящихся зданий. По вопросам перечня документов для выделения отдельных помещений можно обратиться в Министерство Здравоохранения Республики Марий Эл, отдел охраны материнства и детства (тел. 45 00 86). 
С целью реализации права на образование ребенок-инвалид в зависимости от состояния здоровья может обучаться в общеобразовательной организации, осуществляющей обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 
В настоящее время список отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Республики Марий Эл, опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Марий Эл в разделе «Социализация детей и молодежи» по адресу: http://mari-el.gov.ru/minobr/Pages/delaminobr.aspx
В соответствии с пунктом 9 порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 №32 (далее – Порядок), прием граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ОООД), осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте ОООД в сети «Интернет». Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно части 3 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 17 Порядка принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. 
2.Также сообщаем, что открытие специальных классов для детей-инвалидов при общеобразовательных организациях на начало 2016-2017 учебного года не планируется. 
Существующий федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятий «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержден Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, ознакомиться с ним можно на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу http://минобрнауки.рф
По вопросам приема детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в профессиональные образовательные организации Республики Марий Эл сообщаем, что сеть образовательных организаций Республики Марий Эл включает в себя 24 образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования. Из них пять профессиональных образовательных организаций осуществляют прием для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 
ГБПОУ Республики Марий Эл «Аграрно-строительный техникум» (с. Вятское, ул. Молодежная, д. 38, Советский район); 
ГБПОУ Республики Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум» (г. Волжск, ул. Щорса, д.16); 
ГБПОУ Республики Марий Эл «Ардинский профессиональный техникум» (п. Механизаторов, ул. Ветеранов, д. 4, Килемарский район); 
ГБПОУ Республики Марий Эл «Строительно-промышленный техникум» (г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 5); 
ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский политехнический техникум» (г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 25). 
Информация о работе и условиях приема в профессиональные образовательные организации Республики Марий Эл размещена на официальных сайтах образовательных организациях, а также на образовательном портале Республики Марий Эл по адресу: http://edu.mari.ru/prof/default.aspx
Кроме того, более подробная информация для обучающихся и их родителей о выборе своего профессионального развития представлена на интернет-ресурсе «Атлас профессии» образовательного портала Республики Марий Эл по адресу: http://atlas.nmc-it.mari-el.ru:8999/

См. Приложение 3

 

Вопрос: 
Может ли семья, имеющая ребенка-инвалида диагноз «Симптоматическая эпилепсия» (ремиссия с 2011г.) получить квартиру? В какой орган обратиться, какой пакет документов необходимо предоставить?

Ответ: 
Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» на Ваше обращение по жилищному вопросу разъясняет следующее. 
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом МСУ на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. 
В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. 
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным таковыми органами МСУ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. 
Статьей 2 Закона РМЭ «О регулировании отдельных жилищных от ношений в РМЭ» от 11 мая 2005 года № 13-З определен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. 
Признание гражданина малоимущим производится органов МСУ на основании личного заявления гражданина с предоставлением сведений о размере дохода заявителя и членов его семьи, а также перечня движимого и недвижимого имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности заявителя и членов его семьи. 
С заявлением о признании малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда предоставляются следующие документы: 
- копии паспортов; 
- документы о составе семьи (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении детей (в возрасте до 14 лет), судебные и иные решения); 
- копия поквартирной карточки (домоуправление) или домой книги (сведения предоставляются за последние 5 лет); 
- копия финансового лицевого счёта (домоуправление – бухгалтерия) (сведения предоставляются за последние 5 лет); 
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи (копия: ордера, свидетельства регистрации права собственности на жилое помещение или договора социального найма); 
- справки из органов технической инвентаризации и технического учёта, подтверждающая наличие или отсутствие у заявителя и всех совместно проживающих членов его семьи недвижимого имущества на праве собственности (данная справка предоставляется по состоянию на 01.01.2000г.);
- справки о заработной плате с места работы за 12 месяцев (форма НДФЛ-2), о размере получаемой пенсии, стипендии и иные документы, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи, для индивидуальных предпринимателей – налоговые декларации о доходах за расчётный период (один календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления) с отметкой налогового органа о принятии; 
- документы подтверждающие место работы (учёбы) заявителя и членов его семьи (заверенная копия трудовой книжки, справка из учебного заведения и т.д.), либо справка ГУ «Йошкар-Олинский городской центр занятости населения г. Йошкар-Олы»; 
- документы, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества; 
- справки из отделения ГИБДД УВД г. Йошкар-Олы о наличии либо отсутствии транспортного средства у заявителя и членов его семьи (ул. Волкова, д. 99). При наличии в собственности транспортного средства у заявителя и/или членов его семьи предоставить оценочную стоимость данного транспортного средства. По вопросу признания малоимущими и постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель вправе обратиться в отдел учёта и распределения жилой площади администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по адресу: г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., 27, приёмный день – четверг с 8.30 до 16.30 часов, обеденный перерыв с 12.30 до 13.30 часов. 
Дополнительно сообщаем, что постановлением Главы администрации города Йошкар-Олы от 09.06.2006 № 1386 учётная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлена в размере 14,5 кв. м общей площади на одного члена семьи. 
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. См. Приложение 4

 

Вопрос: 
«Многодетная семья получила земельный участок. В семье воспитывается 2 ребенка-инвалида: 1-й старший - 11 лет (сирота, погиб отец), диагноз - сахарный диабет. 2-й ребенок - 4 года, здоров. 3-й ребенок 3 года (симптоматическая, фокальная эпилепсия, гемипарез) Могут ли 2 ребенка-инвалида получить отдельно земельные участки. Возможно ли получить квартиру для детей-инвалидов или расширить имеющуюся жилплощадь?» 

Ответ: 
Министерство государственного имущества РМЭ, рассмотрев обращение о возможности получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно гражданами, имеющими детей-инвалидов, в части своей компетенции сообщает следующее. 
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан в собственность бесплатно осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса РФ и Законом РМЭ от 27 февраля 2015 г. № 3-З «О регулировании земельных отношений в РМЭ» (далее – Закон). 
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 11 Закона предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами или указанным Законом, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из оснований. 
По вопросу получения квартиры для детей – инвалидов или расширения имеющейся жилплощади Министерство государственного имущества РМЭ рекомендует обратиться в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола». См. Приложение 5

 

Вопрос: 
1. Бесплатное получение средств реабилитации ребенка-инвалида, а именно в какой орган обращаться и какие документы предоставить для получения средства реабилитации для детей – инвалидов (тест полоски, иглы в нужном объеме, обувь и др). 
2. Не выдают лекарственные средства для лечения ребенка-инвалида. Препарат «СУКСИЛЕП» - противоэпилептический, есть в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год. - Приложение №1 к распоряжению Правительства РФ от 26.12.2015 г. № 2724-р.,

3. Какие необходимо собрать документы и в какой орган обратиться для получения данного препарата? 

Ответ: 
Министерство здравоохранения РМЭ в ответ на Ваше обращение сообщает следующее. 
1. Средства реабилитации для детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид», предоставляются государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РМЭ. 
Расходные материалы, в том числе тест – полоски к глюкометрам, отпускаются по рецепту лечащего врача в аптечных организациях. 
2. В настоящее время на фармацевтическом рынке РМЭ отсутствует лекарственный препарат «Суксилепт» (международное непатентованное наименование Этосуксимид). По последним данным компании ЗАО «Байер» названный препарат отсутствует на складах фармацевтических организаций. Поступление данного препарата не ожидается. Ребёнок, которому назначен данный препарат, направлялся в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская детская клиническая больница» для дальнейшего определения тактики лечения и подбора адекватной терапии по медицинским показаниям. См. Приложение 6

 

Вопрос: 
Работнице установлен сменный режим работы и введен суммированный учет рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Сколько часов суммарно за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом работнице может быть оплачено. Имеет ли право работодатель уменьшить количество дней дополнительного отпуска, аргументируя это тем, что в течение года работник берет дополнительные оплачиваемые дни по уходу за ребенком – инвалидом? 

Ответ: 
Департамент труда и занятости населения Республики Марий Эл по вопросу оплаты работнику дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и уменьшения количества дней дополнительного отпуска за вредные условия труда сообщает следующее. 
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048, при суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день при нормальной продолжительности рабочего времени, увеличенного в 4 раза. 
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. 
Пунктом 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н, определено, что норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работу (смены): 
- при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов; 
- при продолжительности рабочей недели - менее 40 часов 
– количество часов, получаемое путем деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней. 
Таким образом, если нормальная продолжительность рабочего времени за неделю составляет 40 часов, количество часов в представленных дополнительных выходных днях, подлежащих оплате в размере среднего заработка работника, по нашему мнению, должно составлять 32 часа (8 ч х4). 
В настоящее время основными актами, регулирующими порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных и опасных условиях, является Трудовой кодекс, а также список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утверждающий Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/11-22, и Инструкция о порядке применения указанного Списка, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 273/П-20, применяемая в части, не противоречащей Трудовому кодексу. 
В случае, если работнику, который трудится во вредных (опасных) Условиях труда, за каждый его рабочий год предоставляется Дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.117 ТК РФ, Письмо Роструда от 14.05.2014 №ПГ/4369-3-1),в стаж работы для такого отпуска засчитывается только время, фактически отработанное во вредных (опасных) условиях труда (на вредных работах) (ст.121 ТК РФ). 
Поэтому продолжительность такого отпуска для каждого работника определяется на дату, предшествующую его уходу в этот отпуск (Письмо Роструда от 18.03.2008 №657-6-0). См. Приложение 7

 

Приложение 2 (pdf)

Приложение 3 (pdf)

Приложение 4 (pdf)

Приложение 5 (pdf)

Приложение 6 (pdf)

Приложение 7 (pdf)